Занятие элективного курса по «Правилам Дорожного Движения» в 10 классе.
23.11.2009, 22:28
Тема: История автомототранспорта и безопасности движения.
Цели урока:
Образовательная: Углубление знаний учащихся о
правилах дорожного движения, изучение истории возникновения автомототранспорта,
приобретение учащимися навыков решения
ситуационных задач.
Развивающая: Развить творческое мышление учащегося путем
решения ситуационных задач, познавательную активность учащихся.
Воспитательная: Формирование у учащихся
чувства ответственности за безопасность дорожного движения. Воспитывать навыки
выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Методическая цель: Связь теоретического обучения с
практическим обучением.
Межпредметные связи: Предмет "Основы безопасности движения”.
Элементы урока
1. Организационный момент.
Принять рапорт дежурного,
проверить готовность учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний.
Пояснение термина ПДД
"Безопасность движения”
Какие правила надо
соблюдать при передвижении по улицам и дорогам?
Что такое реакция человека?
3. Обобщение ответов учащихся и переход к восприятию нового материала.
Вступление.
Просмотр презентации «Из
истории возникновения автомототранспорта»
ПДД
Теория движения автомобиля.
Безопасность движения.
Реакция водителя.
Практическая работа
"Перепутались
слова"
4. Проведение итогов занятия.
План-конспект урока
1. Вступление.
Учитель: Ребята, а вы знаете, когда и как появилось колесо, которым мы пользуемся до
сих пор?
Первые деревянные, грубые повозки появились во
2-ом тысячелетии до н.э. Все началось с колеса. Оно известно примерно с
середины 4 тыс. до н. э. (Месопотамия). До этого человек знал, кроме пешего
хождения и хождения по морю, еще два вида передвижения — верховую езду и
перемещение тяжестей на волокушах из шестов, веток или шкур. Предполагается,
что свыше 500 лет тому назад один китайский богдыхан ( в переводе с китайского
– священный государь) обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под
воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо.
2. Просмотр презентации «Из истории возникновения автомототранспорта»
Слайды №1-2
Учитель: А когда же появились первый мотоцикл и
первый автомобиль?
Если отвечать на него точно, то
конечно автомобили появились первыми, в 1700 каком-то году, но они были с
паровым двигателем, а первый мотоцикл появился в 1885 году благодаря немецкому
инженеру Готлибу Даймлеру, у него был уже бензиновый двигатель. Автомобиль с
бензиновым двигателем появился несколько позже, то-есть тот же немец Готлиб его
сконструировал в 1887 году.
Вот и выходит, что первая была телега с двигателем в одну лошадиную силу, затем
- велосипед с двигателем в одну человеческую ножную тягу, потом автомобиль с
паровым движком, затем мотоцикл с бензиновым мотором, ну и конечно автомобиль
бензиновый на последнем месте по хронологии.
Слайды №3-6
Днём
рождения мотоцикла принято считать 29 августа 1885 года (этим днем
датируется патент на мотоцикл). Немецкий инженер Готлиб Даймлер получил
патент на мотоцикл, который был впервые продемонстрирован в ноябре 1885.
Мотоцикл был запатентован как «Повозка для верховой езды с керосиновым
двигателем». Немецкие инженеры Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах построили «машину
для верховой езды» — велосипед с деревянной рамой и ременной передачей, массой
50 кг, с одноцилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 264 кубических
см, развивающий мощность 0,5 л.с. У заднего колеса с каждой стороны
располагалось по одному маленькому подрессоренному выносному колесу (все
колеса были с железными ободами и деревянными спицами). Первым решил
прокатиться Майбах, и деревянный прадедушка мотоцикла отправился в дорогу со
скоростью 12 км/ч. Вернувшись Майбах заглушил мотор и вздохнул: «Это не машина,
Готлиб, это костедробилка.
Я вас поздравляю!»
Слайды №8
Правила дорожного движения.
Немного истории Учитель:Как вы думаете, какими были первые знаки?
Интерес к знакам у человека появился еще в глубокой древности. Это были метки,
сделанные на коре деревьев, либо группы камней, оставленные у дороги
первобытными путешественниками. Довольно быстро человек смекнул, что для того,
чтобы сделать обозначение более заметным на фоне пейзажа, необходимо придать
ему какую-то уникальную форму. Так появились придорожные скульптуры,
выполнявшие функции дорожных знаков.
Однако собственно дорожные знаки, в том виде, в котором мы привыкли их
встречать на наших дорогах, появились в 1903 году в Париже. Несмотря на то, что
автомобилей тогда было еще очень мало, аварии с их участием вызывали столь
широкий резонанс у общественности, что было принято решение учредить несколько
знаков. На черном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были
нарисованы символы «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога».
В 1909 году к французам присоединились представители других европейских стран;
была собрана первая конференция, по итогам которой появилась «Международная
конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая основные
принципы дорожного движения и требования к автомобилю. Их было всего четыре:
«Неровная дорога», «Извилистая дорога, «Перекресток» и «Пересечение с железной
дорогой». И, тем не менее, люди упорно не замечали нововведений, продолжая
передвигаться так, как им было удобно. Очень скоро знаков стало 6, потом 12 и
даже 26. Их начали делить на группы, красить разными цветами, делать более
привлекательными.
Сегодня знак — это почти произведение искусства. Современного. В стиле
модернизм. Убедитесь сами.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ДВИЖЕНИЯ
АВТОМОБИЛЯ
Дорожное движение включает элементы, которые составляют систему
"водитель-автомобиль-дорога". В этой системе автомобиль играет
немаловажную роль. От его конструкции, технического состояния и надежности
зависит безопасность дорожного движения.
Важными характеристиками с точки зрения безопасности движения автомобиля
являются:
технико-эксплуатационные показатели (масса, габариты, устойчивость,
маневренность);
техническое состояние (регулировка тормозов, состояние рулевого управления,
приборов звуковой и световой сигнализации, степень износа протектора автошин и
др.);
эргономические характеристики (удобство посадки и управления, обзорность,
микроклимат, уровень шума и др.);
конструкционные элементы, влияющие на пассивную безопасность, конструкция
кузова, наличие энергопоглощающих бамперов и ремней безопасности;
дополнительное оборудование и средства, повышающие активную безопасность:
против блокировочные тормозные устройства, системы, препятствующие складыванию
автопоездов, дополнительные зеркала и внешнее светосигнальное оборудование,
яркая окраска, световозвращающие материалы, радарные приборы и др.
Следовательно, автомобилисту для овладения мастерством вождения необходимо
правильно сочетать опыт с теоретическими знаниями, умело применять их на
практике, что позволит более эффективно использовать технические возможности
автомобиля.
Некоторые водители, слабо знакомые с теорией движения автомобиля, ошибочно
утверждают, например, что могут на любой скорости пройти крутой поворот или, не
снижая скорости, затормозить, так как "у моего автомобиля
"мертвые" тормоза". Это как раз и опровергает теория, которая
рассматривает закономерности движения автомобиля, определяет внешние силы,
действующие на него в различных условиях эксплуатации.
Силы, действующие на движущийся автомобиль
На автомобиль в процессе его движения действуют две группы сил - силы движения
и силы сопротивления движению. Автомобиль движется за счет силы тяги, которая
передается от коленчатого вала двигателя через механизмы трансмиссии на ведущие
колеса. К силам сопротивления движению относят внешние силы, такие как сила
тяжести, сила сопротивления воздуха, сила сопротивления качению колес . На
подъеме, например, необходимо преодолевать
силу сопротивления вертикальному перемещению центра тяжести автомобиля, а при
ускоренном движении - силу сопротивления инерции автомобиля.
Реакция водителя.
МАСТЕРСТВО ВОЖДЕНИЯ - ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Водитель - профессия особая. Высоко
развитое чувство ответственности и находчивость, быстрота реакции и мастерство
необходимы ему в большей степени, чем кому-либо другому. За рулем он один на
один с дорогой, на которой могут возникнуть ситуации, не предусмотренные
никакими правилами. Вот почему труд водителя - это постоянный экзамен на
мастерство, профессиональную пригодность, выдержку и самообладание. И тут нужны
люди крепкие, волевые, любящие свою профессию. Таких водителей у нас немало -
бывалых, с большим профессиональным стажем и опытом вождения автомобилей в
самых сложных дорожных условиях. Они не имеют на своем счету нарушений ПДД и
высоко несут честь профессии, ставшей для них подлинным призванием, делом всей
жизни. Это настоящие мастера своего дела.
Учитель: Какими же качествами должен обладать высококвалифицированный водитель?
Ответы учащихся…
Прежде всего, следующими:
устойчивыми профессиональными навыками, которые позволяют водителю уверенно и
безошибочно, с минимальной затратой сил управлять автомобилем и при
необходимости максимально использовать его технические возможности;
умением правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее
возможные изменения и не попадать в сложные ситуации, а при невозможности
избежать их - максимально разрядить опасную ситуацию.
Понятие мастерства вождения не столько тактика, сколько высшая его стратегия.
Здесь важно от ручного, механического управления автомобилем перейти к более
сложному - умению предвидеть возможную опасность и избежать ее. Например, при
движении по улице города между перекрестками не столь важны быстрое торможение
автомобиля перед красным сигналом светофора или эффективные переключения
передач, сколь умение предвидеть смену сигналов светофора и подойти к
перекрестку на зеленый сигнал без лишних торможений.
Когда спрашивают у испытателя автомобилей, какими главными качествами он должен
обладать, ответ чаще всего однозначный - быстрой реакцией и сообразительностью,
уравновешенностью. Реакция - психофизиологический показатель профессионального
мастерства водителя, а сообразительность, уравновешенность, внимательность
всегда помогут водителю найти выход из экстремальной ситуации.
ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
ПРАВИЛА ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТА
ПРАВИЛА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
Практическая работа
Головоломка:"Найди слова"
Здесь зашифровано 6 слов "Дорожной" тематики.
Найдите максимальное
количество слов за 2
минуты. Слова могут "Ломаться" в любом направлений.
К
П
Е
Х
О
Д
С
О
Е
Р
Л
Е
П
Н
Т
М
К
Е
Р
Д
О
С
Е
Р
А
Г
О
Р
Д
И
С
Т
Ь
Р
О
Е
Т
О
Е
Д
О
Г
О
С
Н
Р
С
О
А
П
А
Ь
С
Т
В
З
1) Используемая для движения полоса земли.
2) Механическое, транспортное …
3) Место встречи двух и более дорог.
4) Место на дороге где водитель должен уступить пешеходу